Группа Компаний ХОСТ построила систему управленческой отчётности для экономистов и руководителей ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Система охватывает более восьмидесяти отчётов в области финансово-экономической деятельности.
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — российская металлургическая компания, являющаяся мировым лидером по производству титана. Единственный в мире титановый производитель с полным циклом производства — от переработки сырья до выпуска конечной продукции. Сегодня корпорация поставляет на экспорт
70% своей титановой продукции, 30% идёт на внутренний рынок. Основные
российские потребители титана — авиастроительные заводы и работающие в
кооперации с ними мотостроительные.
В составе Корпорации две промышленные площадки: «ВСМПО» в городе Верхняя Салда Свердловской области и «АВИСМА» в городе Березники Пермского края, которые связаны между собой единой технологической цепочкой. Численность работников Корпорации превышает девятнадцать тысяч человек.
СИТУАЦИЯ
На момент старта проекта в 2012 году на предприятии использовалось несколько систем учёта — производства, сбыта, заработной платы, себестоимости, остатков, состояния основных фондов и другие. Между собой они практически не взаимодействовали. Чтобы топ-менеджмент по итогам месяца или квартала мог составить адекватную «картину мира», каждый раз требовалось проводить серьёзную подготовительную работу.
Вопрос времени в получении данных играл для корпорации первоочередную роль, поэтому было принято решение о построении системы аналитической отчётности на базе Business Intelligence (BI). В данной сфере коробочных решений по определению не существует, поэтому рассматривались как платформы для построения BI-системы, так и системные интеграторы, способные её внедрить.
“ Среди продуктов четырёх ведущих мировых вендоров мы искали решение с широким функционалом, высокой производительностью и возможностью дальнейшего развития до системы бюджетирования и прогнозирования. В итоге остановились на IBM Cognos. Его внедрение предпочли отдать местному интегратору. Одним из главных условий оценки подрядчиков было наличие компетенций по Cognos, опыт в построении хранилищ данных и возможность реализации проекта за разумные сроки и деньги. По совокупности факторов выбор был сделан в пользу ГК ХОСТ. ”
“ Сотрудники различных отделов на протяжении нескольких дней занимались низкоквалифицированным трудом — собирали и компилировали информацию из множества источников. На аналитику времени не оставалось. У специалистов не было времени подумать, что означает та или иная цифра, они были рады уже тому, что сумели эту цифру найти и поставить в отчёт. Ещё одна проблема — после окончания рабочего дня специалистов нужные данные получить было практически невозможно. ”
РЕШЕНИЕ
Проект был реализован в три этапа. На первом было построено единое хранилище данных на базе Oracle Warehouse Builder, где были консолидированы данные из всех учётных систем. Для того чтобы загрузить дополнительную информацию в единое хранилище, специалисты ГК ХОСТ разработали специальные веб-формы ввода данных, которые регламентировали и упорядочивали процесс внесения недостающей информации.
Создание регламентированных отчётов в Cognos стало вторым этапом проекта. Как правило, на нём выявляется множество расхождений между данными отчётов BI-системы и Excel, где показатели и формулы подчас корректируются вручную.
Поэтому на этом этапе обязательно проводится сверка данных, фактически аудит системы отчётности. Специалисты Группы Компаний ХОСТ и аналитики «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» совместно рассмотрели логику формирования той или иной цифры в отчёте и буквально по шагам разобрали, как получаются данные, как они интерпретируются и насколько актуален конкретный показатель. Проверялась правильность той работы, которая до этого делалась руками. После такого тестирования и сверки отчёты передавались в промышленную эксплуатацию.
На третьем этапе большие и сложные отчёты были представлены в виде информационных панелей (так называемых дашбордов). Ключевые показатели, необходимые для принятия решения, стали доступны руководству в наглядной и понятной форме.
РЕЗУЛЬТАТ
Всего было реализовано более восьмидесяти отчётов, охватывающих финансово-экономическую деятельность в различных разрезах и в динамике:
- Баланс предприятия: запасы, незавершённое производство, готовая продукция, финансовые вложения, дебиторская и кредиторская задолженность, заёмное финансирование, основные средства, резервы и т. д.
- Прибыли и убытки: выручка по номенклатуре, расходы по видам, налоговые обязательства, прочие доходы и расходы.
- Бюджет предприятия: доходы и расходы, динамика движения денежных средств, прогнозный баланс, инвестиционная программа и т. д.
- Мониторинг системы управленческих показателей: продажи, производство, снабжение, ремонты, экономика, финансы.
- Факторный анализ выручки.
“ Получившаяся система бизнес-аналитики избавила многих сотрудников от рутинной работы. Сейчас аналитики действительно занимаются анализом, а не сбором данных. Большинство отчётов автоматически обновляются наутро следующего дня после доступности данных в первичных системах. При этом овладеть конструктором отчётов может довольно быстро любой бизнес-пользователь, главное, понимать логику расчёта показателей. Услуги программистов требуются только для подключения какой-нибудь новой информационной системы к единому хранилищу данных или для добавления нового показателя. ”
“ Создание BI-системы — это трудоёмкий и длительный процесс, и важно, чтобы заказчик не «охладел» к проекту после первых трудностей. Некоторые интеграторы обещают быстрый результат уже через 2-3 месяца, но надо понимать, что на крупном промышленном предприятии реальный результат заказчик увидит не меньше чем через год. В этом отношении, нам с «Корпорацией ВСМПО-АВИСМА» удалось построить проектную команду, которая методично двигалась к поставленной цели. Мы видим дальнейшие перспективы развития системы бизнес-аналитики в области маркетинга, закупок, инвестиционных проектов и бюджетирования. ”