Централизация управления и минимальные издержки

Централизация управления и минимальные издержки


Централизация управления и минимальные издержки

"Банковское обозрение", №11 (89)

Об актуальных тенденциях в развитии банковских IT-технологий рассказывает президент группы компаний «Хост» Глеб Алексеев.

Группа компаний «Хост» существует на рынке IT с 1993 года. Специализируется на создании банковских центров обработки данных, управлении IT-инфраструктурой. В составе ГК «Хост» офисы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Перми, Тюмени.

— Глеб Гурьевич, как меняется спрос со стороны банков на IТ-продукты, какие услуги, продукты сегодня наиболее востребованы?

— Прежде всего, сейчас мы наблюдаем рост спроса со стороны банков на сложные распределенные кластерные решения, обеспечивающие непрерывность предоставления сервисов. Эта тенденция сейчас находит свое отражение и в задачах построения резервных центров обработки данных. Резко возрос спрос на системы обеспечения жизнедеятельности центров обработки данных, такие как организация бесперебойного питания, охлаждения, мониторинга среды, контроля доступа, пожаротушения и т. д.

Если же говорить концептуально, то изменения в спросе на те или иные информационные технологии определяются прежде всего изменениями в самом банковском бизнесе — развитием розничного направления бизнеса, а также ужесточением конкуренции и снижением маржинального дохода. В этих условиях огромное значение приобретает способность банков предлагать на рынке массовые и весьма сложные банковские продукты (в основном активные операции), обеспечивая при этом минимальные издержки на транзакцию.

Достаточно серьезные изменения возникают в связи с планируемым вступлением России в ВТО и движением банковской системы в сторону соответствия Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и международному стандарту управления рисками Базель II.

Характерным признаком сегодняшнего дня является «декомпозиция» задач, решаемых бизнес-приложениями. Если раньше существовало стремление решить все задачи (или большую их часть) в рамках одной интегрированной системы, то сейчас банки все чаще решают бизнес-задачи посредством специализированных систем в рамках идеологии «интеграции приложений». Например, в виде отдельных систем обработки кредитных заявок, скоринга, систем мониторинга кредитов, обеспечения их сбора и т.д. Вопросы интеграции этих систем и обеспечение их слаженного функционирования становятся очень актуальной задачей.

В связи с этим, кстати, возрастает роль хранилищ данных, консолидирующих информацию в рамках всего банка для целей управленческой и обязательной отчетности, для бизнес-анализа и моделирования.

Рост банковского бизнеса, взрывное увеличение объемов данных и количества пользователей оказывают большое влияние и на принципы организации IТ в банках.

Во-первых, это централизация. В прошлое уходят серверы с бизнес-приложениями на площадках филиалов и дополнительных офисов. Все информационные ресурсы сосредотачиваются в центре обработки данных, располагаемом обычно в головном офисе банков.

Во-вторых, это непрерывная доступность бизнес-приложений. Если раньше говорили о резервировании, подразумевая защиту от отказов в аппаратном и программном обеспечении, то сейчас речь идет именно о непрерывности предоставления сервисов. То есть используемые банком бизнес-приложения должны быть доступны «семь дней в неделю, 24 часа в сутки» вне зависимости не только от отказов оборудования, но и от катастроф, вплоть до полного разрушения центров обработки данных и центров коммуникаций. И что самое интересное (о чем часто забывают) — независимо от процедур планового обслуживания оборудования и программного обеспечения.

В-третьих, это адаптивность. С одной стороны, способность IТ переносить и автоматически балансировать пиковые нагрузки, которые сейчас являются неизбежными, а с другой — обеспечивать модульное наращивание функциональности и производительности IТ без остановки (или с минимальным окном простоя) в предоставлении сервисов.

— Каковы особенности внедрения IT в банках на сегодняшний день?

— Банки являются наиболее требовательными заказчиками в использовании IТ, поэтому компании, занимающиеся внедрением и поддержкой IТ в банках, должны отличаться профессионализмом, технологиями и культурой управления проектами, обслуживанием сервисных запросов.

Большинство IТ-компаний, работающих на банковском рынке, строят свою деятельность в соответствии со стандартами качества ISO 9001 и имеют соответствующие сертификаты соответствия.

ГК «Хост» не является исключением. Два года назад мы сертифицировали свою деятельность по всему жизненному циклу наших решений, начиная с проектирования и заканчивая внедрением и сопровождением. Летом этого года успешно прошли очередной ресертификационный аудит на соответствие требованиям стандарта.

Среди других особенностей следует назвать четкое управление проектом и соблюдение сроков и объемов внедрения. Задержки внедрения негативно влияют на сроки реализации бизнес-проектов банка в целом (вывод на рынок нового продукта, открытие нового офиса или филиала), что влечет финансовые и имиджевые потери.

Большинство банков сейчас использует весьма сложную IТ-инфраструктуру, сложные программно-аппаратные комплексы. Поэтому необходимо уже на этапе проектирования решения продумать интеграцию нового решения в существующую инфраструктуру, обеспечить соответствие решения внутренним стандартам.

Важным моментом также является снижение затрат банка на эксплуатацию решения. Все регламентные процедуры и процедуры восстановления должны быть максимально автоматизированы для минимизации вовлечения высококвалифицированных, а следовательно, и более дорогих специалистов в процесс собственно эксплуатации. Это также уменьшает роль человеческого фактора и повышает надежность решения.

— Есть ли какой-то сугубо региональный аспект во взаимодействии банка-заказчика и IT-компании?

— Наша компания работает с банками в разных регионах. Безусловно, некоторые отличия есть, они связаны со спецификой банковского бизнеса в том или ином регионе. Но эти отличия, именно на уровне IТ, достаточно незначительны.

Пожалуй, единственным аспектом является то, что для большинства проектов весьма желательным является наличие офиса IТ-компании по месту расположения головного офиса банка. Причем офиса, укомплектованного не только сейлами, но и грамотными, квалифицированными техническими специалистами, способными выполнять проекты и оказывать поддержку внедренных решений.