Телемедицина в эпоху пандемии
Генеральный директор ГК ХОСТ Константин Суслов ответил на вопросы, связанные с телемедициной в интервью для портала новостных медицинских технологий “EverCare”, и обозначил ключевые преимущества этого подхода с учетом сложной ситуации в мире.
В. В чем особенность применения телемедицинских технологий? Какую пользу они приносят в условиях пандемии и тотальной самоизоляции?
– К.С. Среди разработчиков телемедицина давно является признанным трендом. Что касается медицинского мирового сообщества, в частности Российского, оно настроено скептически к вопросам удаленного лечения пациентов. Сейчас, в условиях пандемии, ситуация меняется. Традиционные контактные методы работы врачей затруднены или невозможны, это снижает градус скептицизма по отношению к телемедицине, так как есть приоритетная задача - минимизировать личные контакты и при этом обеспечить работоспособность отрасли здравоохранения. Есть выражение «война – двигатель прогресса». В нашем случае, пандемия является мощным драйвером распространения современных технологий удаленного взаимодействия.
В. Есть распространенное мнение врачей, что вылечить пациента «через телевизор» невозможно. Может ли сложившаяся ситуация изменить это мнение? Если да, какие ключевые преимущества и возможности дает телемедицина?
– К.С. Важнейшая задача в условиях эпидемии – ограничение или исключение контактов носителей вируса с другими людьми. Кроме носителей, важно помнить, что есть люди, попадающие в особую группу риска (по возрасту, наличию хронических заболеваний, которые могут осложнить протекание болезни, беременные и т.д.) для них крайне важно исключить потенциально опасные контакты из своей жизни.
Техническая возможность дистанционного взаимодействия людей, находящихся в режиме самоизоляции со специалистами медицинских организаций – ключевая задача органов управления здравоохранения. Необходимо отслеживать состояние этих людей и принимать обоснованное решение о госпитализации пациентов с опасными симптомами.
В одном из регионов мы обеспечили такую техническую возможность за два дня (субботу и воскресенье) после принятия соответствующего решения департамента здравоохранения. Это позволило организовать централизованный персонифицированный учет заболевших и людей из группы риска, вести дневник самонаблюдения и взаимодействовать с врачами удаленно. Не думаю, что во всех регионах уже организована такая регистрация и мониторинг.
В. Заболевшие и группа риска по коронавирусу - важная, но небольшая часть населения, а в режиме самоизоляции находятся практически все население РФ. Другие болезни, при этом, никуда не делись. Предусмотрена ли в вашем решении работа с другими группами пациентов?
– К.С. Мы предлагаем руководствоваться правилом: прибегать к перемещению по улице и личному контакту с врачами только в подтвержденных случаях острой необходимости. Для того, чтобы выяснить целесообразность визита, мы рекомендуем перед каждым личным приемом провести удаленную консультацию с лечащим врачом и только после этого назначать очный прием.
Сейчас многие вопросы можно решить удаленно. Например, мы реализовали возможность выписывать электронные льготные рецепты хроническим больным после удаленной консультации. Удалось решить все нормативные вопросы и существенно снизить нагрузку на медицинскую организацию. По нашим оценкам, до 50% повторных приемов можно заменить удаленными консультациями.
Телемедицинская консультация может применяться и при подготовке к первичному приему, выяснить тяжесть состояния пациента и предложить несколько вариантов действий:
Такая сортировка и маршрутизация пациентов позволяет регулировать нагрузку на систему здравоохранения.
В. Вы сделали предложение Минздравам всех регионов РФ о бесплатном использовании вашего сервиса телемедицинских консультаций на время развития и пика пандемии. Есть ли аналогичные предложения для клиник?
– К.С. Наш сервис предназначен для взаимодействия пациентов и врачей, независимо от юридической формы медицинской организации. Мы подключаем к сервису не только регионы, но и отдельные государственные и коммерческие клиники, отдельных врачей. В апреле подключиться к нашей системе можно бесплатно. Мы получаем в день по несколько запросов на подключение или на получение разъяснений, только за прошлую неделю мы развернули систему в трех регионах.
В. В вашей компании работает около 200 человек, примерно половина которых занята в проектах информатизации здравоохранения. Как вы сможете подключить к Вашей системе всех желающие регионы и клиники, если поток заявок увеличится?
– К.С. Мы разработали пошаговый бизнес-процесс подключения региона и клиники, от получения заявки до запуска в эксплуатацию и сопровождения, провели обучение группы сопровождения для обработки массовых запросов. Однако, мы понимаем, что при росте числа заявок объем работы может превысить наши возможности. Для распространения и развертывания сервиса мы привлекаем федеральных и региональных партнеров. Сейчас надо объединить все силы для противодействия пандемии. Все, кто захочет с нами сотрудничать, могут заполнить заявку на страничке акции и мы сообщим детали.
Подробнее о предложении.
В. В чем особенность применения телемедицинских технологий? Какую пользу они приносят в условиях пандемии и тотальной самоизоляции?
– К.С. Среди разработчиков телемедицина давно является признанным трендом. Что касается медицинского мирового сообщества, в частности Российского, оно настроено скептически к вопросам удаленного лечения пациентов. Сейчас, в условиях пандемии, ситуация меняется. Традиционные контактные методы работы врачей затруднены или невозможны, это снижает градус скептицизма по отношению к телемедицине, так как есть приоритетная задача - минимизировать личные контакты и при этом обеспечить работоспособность отрасли здравоохранения. Есть выражение «война – двигатель прогресса». В нашем случае, пандемия является мощным драйвером распространения современных технологий удаленного взаимодействия.
В. Есть распространенное мнение врачей, что вылечить пациента «через телевизор» невозможно. Может ли сложившаяся ситуация изменить это мнение? Если да, какие ключевые преимущества и возможности дает телемедицина?
– К.С. Важнейшая задача в условиях эпидемии – ограничение или исключение контактов носителей вируса с другими людьми. Кроме носителей, важно помнить, что есть люди, попадающие в особую группу риска (по возрасту, наличию хронических заболеваний, которые могут осложнить протекание болезни, беременные и т.д.) для них крайне важно исключить потенциально опасные контакты из своей жизни.
Техническая возможность дистанционного взаимодействия людей, находящихся в режиме самоизоляции со специалистами медицинских организаций – ключевая задача органов управления здравоохранения. Необходимо отслеживать состояние этих людей и принимать обоснованное решение о госпитализации пациентов с опасными симптомами.
В одном из регионов мы обеспечили такую техническую возможность за два дня (субботу и воскресенье) после принятия соответствующего решения департамента здравоохранения. Это позволило организовать централизованный персонифицированный учет заболевших и людей из группы риска, вести дневник самонаблюдения и взаимодействовать с врачами удаленно. Не думаю, что во всех регионах уже организована такая регистрация и мониторинг.
В. Заболевшие и группа риска по коронавирусу - важная, но небольшая часть населения, а в режиме самоизоляции находятся практически все население РФ. Другие болезни, при этом, никуда не делись. Предусмотрена ли в вашем решении работа с другими группами пациентов?
– К.С. Мы предлагаем руководствоваться правилом: прибегать к перемещению по улице и личному контакту с врачами только в подтвержденных случаях острой необходимости. Для того, чтобы выяснить целесообразность визита, мы рекомендуем перед каждым личным приемом провести удаленную консультацию с лечащим врачом и только после этого назначать очный прием.
Сейчас многие вопросы можно решить удаленно. Например, мы реализовали возможность выписывать электронные льготные рецепты хроническим больным после удаленной консультации. Удалось решить все нормативные вопросы и существенно снизить нагрузку на медицинскую организацию. По нашим оценкам, до 50% повторных приемов можно заменить удаленными консультациями.
Телемедицинская консультация может применяться и при подготовке к первичному приему, выяснить тяжесть состояния пациента и предложить несколько вариантов действий:
- вызов службы скорой помощи;
- посещение медицинской организации;
- наблюдение за изменением состояния под удаленным контролем врача в случае легкого заболевания, когда риск внешних контактов превышает опасность самого заболевания.
Такая сортировка и маршрутизация пациентов позволяет регулировать нагрузку на систему здравоохранения.
В. Вы сделали предложение Минздравам всех регионов РФ о бесплатном использовании вашего сервиса телемедицинских консультаций на время развития и пика пандемии. Есть ли аналогичные предложения для клиник?
– К.С. Наш сервис предназначен для взаимодействия пациентов и врачей, независимо от юридической формы медицинской организации. Мы подключаем к сервису не только регионы, но и отдельные государственные и коммерческие клиники, отдельных врачей. В апреле подключиться к нашей системе можно бесплатно. Мы получаем в день по несколько запросов на подключение или на получение разъяснений, только за прошлую неделю мы развернули систему в трех регионах.
В. В вашей компании работает около 200 человек, примерно половина которых занята в проектах информатизации здравоохранения. Как вы сможете подключить к Вашей системе всех желающие регионы и клиники, если поток заявок увеличится?
– К.С. Мы разработали пошаговый бизнес-процесс подключения региона и клиники, от получения заявки до запуска в эксплуатацию и сопровождения, провели обучение группы сопровождения для обработки массовых запросов. Однако, мы понимаем, что при росте числа заявок объем работы может превысить наши возможности. Для распространения и развертывания сервиса мы привлекаем федеральных и региональных партнеров. Сейчас надо объединить все силы для противодействия пандемии. Все, кто захочет с нами сотрудничать, могут заполнить заявку на страничке акции и мы сообщим детали.
Подробнее о предложении.