Западные вендоры игнорируют российские клиники

Западные вендоры игнорируют российские клиники


Cnews Analytics, Обзор ИТ в здравоохранении

Иностранные МИС не нашли широкого применения в России, так как оказались слишком дорогостоящими. Выгоднее использовать отечественные решения, которые написаны  с учетом местной специфики. Тем не менее, иностранные вендоры ПО для медицины смогли найти свою нишу в России.

Ключевой информационной системой для любого ЛПУ является медицинская информационная система (МИС). Заграницей под МИС, как правило, понимают госпитальные информационные системы (HIS, Hospital Information System), которые отвечают за административные, финансовые, юридические и медицинские аспекты деятельности. Кроме того, МИС включает в себя сервис электронной карты (ЭМК, Electronic Health Record, EHR), в котором аккумулируются сведения о здоровье пациентов.

По данным компании Research and Market, выручка от продажи госпитальных систем (HIS) будет расти на 12,56% в год в 2013-2018 гг. Специалисты Gartner подсчитали, что в 2012 г. учреждения здравоохранения по всему миру потратили на программное обеспечение $15 млрд, из низ $7,055 млрд – это траты на специализированное медицинское ПО, включаяEHR, PACS (обработка медицинских изображений) и другие системы.

В исследовании «магический квадрат EHR» за 2013 г. нишевыми игроками названы решения Siemens (i.h.s.med) иAllscripts. Решение i.h.s.med представлено на большинстве мировых рынков, в том числе и в России. Ограничение в его использовании связано с зависимостью от программных продуктов SAP – для применения этой системы сначала необходимо внедрить SAP ERP, обновление ПО синхронизировано с обновлением линейки продуктов SAP. У Allscriptsбольшой опыт работы и широкий функционал продуктов, но в последнее время у компании были проблемы с расширением клиентской базы. Компания ориентируется на англоязычные ЛПУ и не представлена в России.

Визионерами (тех, у кого есть видение продукта будущего, но не хватает функциональности во всех областях или небольшая клиентская база) аналитики Gartner называют Meditech, InterSystems и Soarian Siemens. Распространение в России получило только решение InterSystems, которое использовались в нескольких регионах при строительстве регионального сегмента ЕГИСЗ.

Наконец, звания лидеров рынка (высокая функциональность продукта и широкое распространение) получили продуктыCerner и Epic. Обе компании не работают на российском рынке.

Магический квадрат Gartner по системам EHR. Источник: Gartner, 2013

Магический квадрат Gartner по системам EHR. Источник: Gartner, 2013

Информатизация медицины на основе отечественного софта

Таким образом, ведущие иностранные МИС получили весьма ограниченное применение в России. «Если брать приложения, автоматизирующие сервисные функции, связанные с управлением потоками пациентов – запись на прием к врачу, регистратуру, логистику медтранспорта, медтуризм, телефонные центры обслуживания, то здесь почти 90% программ написано отечественными разработчиками. Есть небольшое количество клонов западных приложений, однако заметной их долю на рынке назвать нельзя», – рассказывают в компании Oracle.

Наглядным примером является строительство региональных сегментов ЕГИСЗ. Из 83 регионов лишь в 5 использовались иностранные решения: в четырех – InterSystems (Красноярский край, Камчатский край, Пензенская область, Калмыкия), в одном – SAP (Тюменская область). Если брать в расчет российские решения с иностранными корнями, то к ним можно отнести систему «Медиалог» компании «Пост Модерн Текнолоджи» (ПМТ) – во Франции с 1993 г. внедряется родственное ей решение Medialogis (дата рождения российского «Медиалога» – 1994 г). Решение ПМТ внедряется в 5 регионах (Амурская, Курская, Магаданская, Тверская области и Хабаровский край). Таким образом, даже при широкой трактовке понятия «иностранный», такие продукты используются только в 10 из 85 регионов. 

«Россия всегда славилась своими талантами в области ИТ, – комментирует Наталья Мистюкова, менеджер по развитию индустриальных решений Microsoft в России. – У нас есть достаточно сильные локальные игроки, которые лучше знают специфику российских медицинских учреждений и степень их информатизации и создают  продукты, наилучшим образом удовлетворяющие потребностям клиник и требованиям законодательства». При этом программное обеспечение международных производителей используется, как правило, на инфраструктурном и платформенном уровне: операционные системы, СУБД, аналитические инструменты, облачные сервисы.

Зарубежные решения: слишком сложно и дорого

Иностранные системы не нашли широкого применения в российском здравоохранении по нескольким причинам. Среди них различия в моделях здравоохранения, разные уровни подготовки медперсонала и зрелости медицинского менеджмента, а также стандартизации и состоянии рынка информационных систем в здравоохранении.

Рассмотрим более подробно. Прежде всего, во главе западных клиник стоят профессиональные менеджеры, которые относятся к врачебной деятельности как к бизнесу. Как следствие, для ЛПУ характерна высокая стандартизация процессов. В иностранных МИС применяются стандарты, использующие многомилионные словари данных (SNOMED, LOINC), которые не получили распространения в России. «Они не заточены под наши бизнес-процессы и не учитывают специфику системы здравоохранения», – отмечает Константин Суслов, генеральный директор ГК «Хост». Кроме того, опытный менеджер учитывает экономию на масштабе внедрения. По экономическим причинам большая часть западной медицины представлена крупными клиниками и госпиталями.

«Для крупного госпиталя с большим оборотом содержание данной системы экономически выгодно, а для мелких отечественных клиник тарифов ОМС - крайне затруднительно, а внедрение долго не окупится, – сообщили в компанииOracle.  - В наших условиях другая модель медицины, в которой  высокая профессиональная медицинская и научная квалификация главных врачей сочетается с полным отсутствием управленческого образования, где хроническое недофинансирование, слабая стандартизация, слишком большая свобода в выборе и принятии управленческих и медицинских решений».

Чтобы использовать иностранную МИС в России, необходимо произвести ее адаптацию под российскую специфику. «Мы сталкивались с клиентами, которые отказались использовать МИС зарубежной разработки из-за сложности адаптировать ее к своим процессам. Причем сложность состояла в том, что они пытались научить систему не контролировать ряд звеньев процесса, которые у них в практике отсутствуют», – комментирует директор департамента внедрения «Пост Модерн Текнолоджи» Дмитрий Орлинский.

Для того, чтобы успешно реализовывать проекты в России, необходимо создать локальный офис разработки, который бы занимался адаптацией МИС под отечественную специфику, что ведет к удорожанию продукта для конечных пользователей. С точки зрения вендоров, эти затраты не окупаются. «Локализация иностранных МИС для российского рынка требует больших финансовых и временных  затрат разработчиков и аналитиков. При этом вряд ли решения для российского рынка будут востребованы где-то еще», – объясняет Алексей Черноусов, генеральный директор «Смарт Дельта Системс».

Таким образом, иностранные МИС изначально обходятся дороже российских аналогов, так как в них заложен более широкий функционал, который зачастую остается невостребованным. Локализация ведет к еще большему удорожанию продукта, так что работать в России ведущим мировым вендорам оказывается невыгодно.

«Иностранцы» довольствуются лабораториями

Следует отметить, что иностранные решения не получили распространение только среди МИС и сервисов электронной карты. Совершенно другая ситуация сложилась на рынке обработки медицинских изображений (PACS, Picture Archiving andCommunication System). Эти решения используются в кардиологии, радиологии, при лабораторных исследованиях. Пакеты такого ПО поставляются вместе с диагностическим оборудованием иностранного производства.

В сфере обработки медицинских изображений национальная специфика не столь существенна, подстроить зарубежные разработки под отечественные процессы значительно проще. Павел Захаров, руководитель направления ИТ для здравоохранения компании «Агфа» (российского офиса Agfa Healthcare), уверяет, что локализация не приводит к значительному удорожанию продуктов: «Локализация несущественно влияет на стоимость проектов, так как соответствующие расходы на R&D осуществляются на уровне штаб-квартиры и трактуются как инвестиции в будущее развитие на локальном рынке. Эти расходы не перекладываются на первого клиента или даже на первый десяток клиентов. Если менеджмент принимает решение о перспективности рынка, локализация продуктов включается в план».

Автор: Павел Лебедев

Регистрация на мероприятие

Регистрация на мероприятие

* - обязательные поля

Хотите так же? – Закажите консультацию

Хотите так же? – Закажите консультацию

* - обязательные поля