Системность — фактор конкурентоспособности

"Банковское обозрение", №4

Системность — ключевой фактор повышения конкурентоспособности банка.

Информационные технологии за последнее время уверенно вошли в сферу взаимодействия российских банков со своими клиентами.  Мы привыкли вносить оплату за товары или услуги при помощи пластиковых карт, интернет-банка или платежных терминалов. От скорости и качества получения банковской услуги зависит количество приверженных клиентов банка. Существуют различные способы повышения качества услуг, например, перераспределение денежных, кадровых и интеллектуальных ресурсов. Но в условиях предельно жесткой конкуренции, требования к ИТ-системам  крайне высоки именно на рынке банковских услуг. Пословица «Время — деньги» сегодня интерпретируется как необходимость в стратегическом подходе в области информационного обеспечения: от системности его выбора и использования зависит не просто эффективность деятельности банка, но и присутствие на финансовом рынке.

Разрастание ИТ-инфраструктуры

Автоматизация динамично развивающегося в последние годы российского банковского сектора происходила сколь бурно, столь и стихийно. По мере разрастания спектра предоставляемых банком услуг, увеличивалось и количество специализированных ИТ-систем,  автоматизирующих те или иные бизнес-процессы. Системы, призванные решить конкретные бизнес-задачи, выбираются по результатам открытых или закрытых тендеров. Таким образом банк старается внедрить программное обеспечение, соответствующее его потребностям и финансовым затратам. Но наряду с процессом специализации ИТ-инфраструктуры банков происходит ее неконтролируемый рост и обрастание обособленным разнородным программным обеспечением сторонних разработчиков. Это ведет за собой увеличение расходов на содержание и эксплуатацию плохо совместимых друг с другом приложений, а также увеличение времени на обработку бизнес-задач в связи с дополнительными преобразованиями данных из предыдущих процессов.

Тенденции к укрупнению банков за счет слияния, образования  банковских и финансово-промышленных групп, заставляют обратиться к решению задачи интеграции приобретенных систем между собой, а также с новыми внедряемыми решениями и бизнес-приложениями. Обеспечить согласованную работу большого количества разнородных систем и  не отвечающего растущим потребностям бизнеса самописного ПО — задача  не из легких. Сегодня можно говорить о крупных и средних Российских банках, использующих АБС собственных разработок как об исключении. Банки, наученные горьким опытом, стремятся использовать продукты уже зарекомендовавших себя отечественных, реже зарубежных, разработчиков. Нередко складываются ситуации, когда заказчик оставался один на один с продуктом из-за «свертывания» направления разработки или вовсе исчезновения разработчика с рынка. Выполнение несвойственных функций сопровождения чужого ПО в подобных случаях ложилось на плечи сотрудников ИТ-отделов банка.

Интеграция процессов и  приложений

В результате естественного хода процесса автоматизации банк получает внушительный набор разнородных информационных систем, которые необходимо объединить в результативно работающую систему. Решить проблему эффективного использования большого количества разнообразных ИТ-решений  возможно только благодаря внедрению интеграционной платформы. Внедрение унифицированных взаимодополняющих и масштабируемых решений превращается в настоятельную потребность. Решением здесь может стать использование ESB – Enterprise Service Bus – Сервисной Шины Предприятия.

Группа Компаний ХОСТ предлагает интеграционные решения по объединению взаимодействующих банковских прикладных систем на основе продуктов ведущих вендоров отрасли −Progress SonicESB и IBMWebSphere. И Progress, иIBM являются общепризнанными мировыми лидерами в области разработки шины данных для интеграционных платформ любого масштаба и надежности высокого уровня (наряду с продуктами BEA WebLogic, Oracle Fusion Middleware, TIBCO ESB).

Каждая из них имеет свои достоинства. Но общие механизмы интеграции остаются неизменными: используются технологии XML, XSLT, XSD, Java и прочие. Также данные системы ESB имеют возможность использования Web-services.

Преимущества интеграционной платформы

Внедрение интеграционной платформы позволяет решить как минимум четыре ключевых  задачи:

  • во-первых, возможность создавать новые банковские продукты, для реализации которых нужно оперативное и надежное взаимодействие разных банковских систем;
  • во-вторых, создание «прозрачности» бизнес-процессов, связанных с взаимодействием различных прикладных систем, включающие преобразование и интеллектуальную маршрутизацию сообщений, когда транспортная логика вынесена из бизнес-приложения в интеграционную среду;
  • в-третьих, решение проблемы высокого энергопотребления в связи с преобразованием существующего интеграционного ПО в выделенную централизованную и управляемую систему (в которой в качестве ядра выступает ESB), что, в свою очередь, делает процесс администрирования более удобным и создает возможность масштабирования системы;
  • в-четвертых, снижение периода предоставления услуг и сроков рассмотрения заявок благодаря однократной гарантированной доставке сообщений как в on-line, так и в off-line режиме.

Использование интеграционной платформы на базе продуктов SonicESB и WebSphere создаёт следующие, среди уже упомянутых, преимущества:

  • Отказоустойчивость работы при сетевых, программных и аппаратных сбоях (особенно актуально при территориальной распределённости прикладных систем);
  • Высокопроизводительная передача данных в режиме реального времени (что часто бывает проблемой при многочисленном разнородном составе прикладных систем);
  • Простое и технологичное увеличение количества подключенных прикладных систем;
  • Централизованное управление и мониторинг состояния самой интеграционной платформы и состояния обмена данными;
  • Открытый API для увеличения функциональности Сервисной Шины Предприятия (ESB).

В общем случае интеграционная платформа включает в себя:

  • ESB (Enterprise Service Bus) - сервисная шина данных, которая отвечает за централизованную передачу данных между всеми прикладными банковскими системами;
  • Адаптеры для подключения прикладных банковских систем к ESB;
  • ESB-сервисы для маршрутизации, конвертации и прочей обработки передаваемых данных;
  • Единый формат обмена данными между прикладными банковскими системами, который сокращает количество конвертеров данных при разнородной интеграции.
  • Также, в случае создания нового взаимодействия между прикладными системами, частью интеграционной платформы можно считать новые обработчики данных на стороне самой прикладной системы, если таковые требуются.